Н.Н.Сахаров (nikolay_saharov) wrote,
Н.Н.Сахаров
nikolay_saharov

Category:

Икона Новомучеников

Имена же их ты, Господи, веси.

Многие иконописцы Русского Православного Зарубежья написали иконы Новомучеников Российских ко дню их соборного прославления Русской Православной Церковью Заграницей 1 ноября (19 октября ст. ст.) 1981 года в Синодальном соборе Знамения Божией Матери в Нью-Йорке. Одна из икон Новомучеников, написанная для Богоявленского храма в Бостоне, художником Николаем Александровичем Папковым, отличается тем, что она первая, написанная с "клеймами", т.е. с иллюстрациями образов преследования, мучений и смерти православных христиан в Россиии, помещенными вокруг центрального образа святых Новомучеников.

Традиция написания православных икон с "клеймами” ведёт своё начало к одиннадцатому веку, как это видно на древнейших иконах, сохранившихся на Синае, в монастыре св. Великомученицы Екатерины. Примером этой традиции является икона св. Великомученицы Варвары, изданной до революции, и находящейся в Богоявленском храме слева. На ней, в клеймах, изображается жизнь святой великомученицы Варвары, её приход к вере во Святую Троицу, её пребывание в тюрьме, её мучения от рук языческих воинов и её собственного отца.

На иконе Новомученников Российских в клеймах образно излагается весь послереволюционный путь верующих на русскую Голгофу, приводящий после злой смерти к воскресению во Христе, изображённому в центре, на собственно самой иконе.


КЛЕЙМА.

Клейма надо читать сверху, с первой иллюстрации в левом верхнем углу (по отношению к созерцателю).

Первое клеймо символически изображает русскую революцию, казавшуюся тогда гражданским политическим актом, "безкровно” начавшимся получением обманным путём отречения от власти Государя Императора Николая II - го, и кроваво закончившимся расстрелом Царской семьи, их неповинных детей и верных слуг и мученической смертью миллионов православных христиан. Истинный, духовный смысл убийства Царской Семьи, а через неё -- и всей революции, был отмечен самими убийцами, написавшими по-немецки на окровавленой стене подвальной комнаты Ипатьевского дома: "Валтазар был в эту самую ночь убит своими холопами.”


Н.Соколов в книге "Убийсво Царской Семьи" пишет, что это модифицированая строфа из произведения немецкого поэта Гейне “ Belsazar ”. На стене было по-немецки написано:
"Belsatzar ward in selbiger Nacht Von seinen Rnechten umgebracht."
Следует отметить также изменение прописания слова “ Belsazar ”, написано: “ Belsa tzar ”, т.е. царь с американским написанием этого слова.
Об этой ссылке на ветхозаветное событие убийства царя Валтазара, М.К.Дитерихс пишет:
"Как смерть Халдейского царя определила собой одну из крупнейших эр истории - переход политического господства в передней Азии из рук семитов в руки арийцев, так смерть бывшего Российского Царя намечает другую, грозную, историческую эпоху – переход духовного господства в Великой России из области духовных догматов Православной веры в область материализованных догматов социалистической секты..." (М.К.Дитерихс. "Убийство Царской семьи и членов Дома Романовых на Урале".)
Вторая надпись, в форме каббалистических знаков, оставленных убийцами на стене той же комнаты, была записана и расшифрована Вилтоном: "Здесь были убиты душа и сердце народа." (Роберт Вилтон - английский журналист, присутствовавший при расследовании убийства Царской Семьи.)
Свержение "Удерживающего” (2 Фес., 2:17), открыло путь слугам Антихристовым для уничтожения духовных сил России, и в первую очередь духовенства.



* * *

Второе клеймо, - в правом верхнем углу, - изображает расстрел Киевского Митрополита Владимира. Его расстрел как Архипастыря, занимавшего последовательно все три кафедры - Московскую, Петербургскую и Киевскую, которыми возглавлялась в течении веков Русская Православная Церковь, был началом систематического избиения архипастырей и пастырей и уничтожения всей Православной Церкви.










* * *

Россия не сдалась без боя, -- братоубийственная гражданская война символически отражена в среднем верхнем клейме, наподобие иконописных изображений битв с татарами и поляками на древних иконах. Две силы столкнулись в смертельной схватке, падают люди, лошади... Справа (от созерцателя, слева – от иконы) идёт атака силами Антихриста. Кровавое знамя, звезда Денницы, пулемёты, мощный порыв коней; так и слышится призыв взмахнувшего рукой: ,,Даёшь, братва!” С другой стороны – атака сопротивляющихся, бросающихся на жертву... Но где крест, где хоругви, символы благословения Божия, всегда сопровождающие воинство Святой Руси, всегда изображавшиеся на древних иконах? Не призвал к борьбе воинской Всероссийский Собор, не дал благословения Патриарх Тихон, некому было его и давать, ибо сами боровшиеся с силами Антихристовыми были в разброде умов и сердец. И это ясно чувствуется на иконе – одни ещё рвутся в битву, другие пали, третьи – уже поворачивают коня назад. Взором ясновидящим призвал Всероссийский Собор в первую очередь к молитве, к восстановлению Православного, первохристианского почитания мученичества за Христа, подражания Крестной смерти Спасителя, как краеугольному камню, на котором зиждется Церковь Православная. Но потребовалось свыше шестидесяти лет, чтобы сгнил и начал ссыпаться нанос политического бреда. Наконец, прославлением Новомучеников Российских делается первый шаг на пути выздоровления, возвращения к реальной, Христовой Правде.







* * *

Гражданской войной кончается первый ряд клейм иконы, изображающий первую фазу революционной истории. Следующие ряды, -- вертикальные, -- читаются последовательно слева направо (от созерцателя), сверху вниз. Клеймо вверху слева символизирует новую, революционную законность. На древнем троне, под звездой вместо креста, восседает новый владыка. Перед ним приведены заключённые. Правой рукой он делает жест, как бы разговаривая с ними, или допрашивая их. Но в его левой руке – свиток, приговор, уже решённый и готовый для приведения в исполнение. "Был бы человек, а дело найдётся" – принцип революционной законности ЧК-НКВД-КГБ, а вся остальная процедура только для видимости. И на клейме справа, - пример, - расстрел митрополита Вениамина после пресловутого Петроградского процесса об изъятии церковных ценностей.







* * *

Против верующих слуги Антихристовы бросили, казалось, все силы природы: воду, огонь и землю. Следующее клеймо слева, над иконой преподобного Серафима Саровского, говорит о мучении водном, символизируемым утоплением епископа Гермогена Тобольского и других с ним верующих, сброшенных связанными с камнем на шее с борта парохода "Петроград" в реку Туру. К этому роду мучений безусловно относятся и утопления офицеров Российского Императорского флота с бортов военных кораблей с привязанными к ногам колосниками, и потопление в Волге барж с заключёнными летом 1942-го года около Сталинграда.







* * *

Клеймо справа, над иконой св. прав. Иоанна Кронштадского чудотворца, символизирует мучение огненное, -- сожжение верующих в паровозных топках, в домах, в доменных печах, имена же их Ты, Господи, веси. Христианские мученики были, безусловно, и среди тысячи заключённых , сожжённых в тюрьме здания НКВД в Харькове, и среди 180-ти заключённых, сожжённых в селе Валуйки, около Чугуева, осенью 1941-го года при отступлении Красной Армии перед немцами, а также и среди заключённыхиз Ростова-на-Дону, сожжённых в железнодорожном составе летом 1942-го года, при продолжении отступления.





* * *

Клеймо справа, под иконой о.Иоанна, символизирует мученическую смерть заживо закопанных: Царственных Мучеников Алапаевских, заживо сброшенных в шахту и умерших там в мучениях от ран и голода, некоторых из Сорока Мучеников Петроградских, растреляных и ещё заживо закопаных на Смоленском кладбище, а также, вероятно, некоторых из 10 000 крестьян, расстреляных в Виннице во время коллективизации, из которых некоторые были закопаны живыми. Об этом писалось в 1942-м году, когда их могилы были обнаружены, и многие из расстреляных были опознаны их родственниками.







* * *

Клеймо слева, под иконой преп.Серафима, символизирует духовный смысл всех мученических смертей, как попытки уничтожения безбожниками веры и верующих. На клейме изображено распятие архиепископа Нижегородского Иоакима, подвешенного на кресте вниз головой в Царских Вратах кафедрального собора в Севастополе. Священомученик Иоаким в своей смерти уподобился св. Апостолу Петру, распятому в Риме вниз головой, чтобы и в смерти своей припасть к ногам спасителя.










* * *

Следующие два клейма символизируют осквернение безбожниками даже и материальной природы, -- самих камней, из которых сложены Домы Божии, храмы рукотворные на земле.Клеймо слева иллюстрирует осквернение храмов превращением их в клубы, кино, питейные заведения; клеймо справа показывает и совершенное разрушение и уничтожение храмов Божиих, как, например, храма Христа Спасителя в Москве, под одобрительные крики потерявшей веру толпы, демонстрирующей под знамением крови.

















* * *

О том, что весь революционный процесс и его последствия не были случайными, но провиделись праведниками задолго до выхода наружу, говорят иконы святых праведников – пророков, преп. Серафима Саровского и прав. Иоанна Кронштадского. Преп.Серафим за сто лет до революции предупреждал, что прийдёт время, когда ангелы не будут успевать возносить на небо души убиенных. Когда к преп. Серафиму пришёл офицер, чтобы получить благословение на доброе, как он думал, дело, то не гневливый о.Серафим приказал прогнать его ещё до того, как он приблизился к его келье. Этот офицер впоследствии оказался одним из декабристов.



* * *

Св. прав.Иоанн Кронштадский чудотворец в годы невиданного развития благосостояния и силы России и расцвета светской (но не православной) культуры, гремел гласом вопиющего в пустыне о том, что русское Царство шатается, близко к падению, о том, что Россия напоминает разлагающийся труп. Русская либеральствующая интеллигенция поднимала его насмех, провозглашала его ретроградом и черносотенцем...

Теперь преп.Серафим и прав. Иоанн Кронштадский вместе с сонмом Новомучеников Российских воспевают хвалу у Престола Господня, а в какое царство попали души либералов и "освободителей" знает один Господь Милосердный.











* * *

Нижний ряд клейм символизирует непрекращающееся и по сей день шествие русского православного народа на Голгофу, - в лагеря заключённых, а теперь и в псиатрические больницы. Среднее клеймо изображает разгрузку эшелона заключённых и путь на лагерные страдания. Трудно сказать – кто злее, псы ли, вытренированные по науськиванию разрывать заключённых, или ведущие их охранники и их идеологические вожди? В любом случае – псы в своих поступках не ответственны, люди же ответят за все свои действия и даже мысли перед Творцом, как после смерти, так и на Страшном Суде.








* * *

Лагеря созданы слугами Антихристовыми для "перевоспитания" заключённых. Соответственно, клеймо справа символически изображает основные методы этого "перевоспитания" – голод и боль. Вдали виднеется очередь к полевой кухне, а на первом плане вохровцы-вертухаи уводят заключённого от еды, вероятно, в карцер, попутно избивая его в назидание другим.










* * *

Заключительное клеймо слева изображает последний путь страдальцев: два заключённых несут труп третьего, несут, чтобы сбросить в яму, как ни к чему не годный, отвратный груз, с которого вместе с жизнью содрана даже одежда – последний земной символ человеческого достоинства. Царство зла, казалось бы, торжествует.







ИКОНА СВЯТЫХ НОВОМУЧЕНИКОВ РОССИЙСКИХ.

Принявший несправедливую
смерть через это самое
вступает в общение со всеми
святыми.
Свят.Иоанн Златоуст.
Слово о смерти.


* * *

Общее содержание для всех изображений на иконе выражено в названии самого образа: Новомученики Российские за Христа смерть приявшие. Кто они? Это те, которые взяли крест свой и последовали за Спасителем, претерпев до конца смертные муки (потому всех мучеников изображают с крестом в руках). Тут мы видим представителей всех слоёв населения Православной Руси: от скромного поселянина и нищего странника до Царя и Патриарха.







* * *

В центре первого ряда изображены Царственные Мученики: расстреляные в Екатеринбурге Государь Император Николай II , Императрица Александра Фёдоровна, их неповинные дети – Царевич Алексей и Царевны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. С ними вместе изображена и Царственная Мученица Алапатьевская – Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, святые мощи которой почивают под Гефсиманским храмом в Иерусалиме. Святые Мученики, Царь, Царица и Наследник, изображены в древних русских царских одеждах, символизирующих их как исторических преемников самодержавной власти Третьего Рима – Православного государства, и хранителей Православной Церкви и русской православной культуры. Царевны и Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна изображены как русские сестры милосердия, какими они были в Великую Войну.













* * *

Царственные мученики окружены сонмом священомучеников во главе с Патриархом Тихоном, митрополитами Владимиром, Петром, Агафангелом и Вениамином. Изображены также архиепископ Илларион, первомученик прот.Иоанн Кочуров, московский протодиакон Михаил Лебедев и бесконечный сонм архиереев, священнослужителей, монашествующих, мирян и детей. Ни перечислить, ни изобразить их всех нет никакой возможности, поэтому они изображены безымянно, символично, объединённые крестной смертью, собравшиеся под сенью Креста Христова в Горнем Иерусалиме, в Церкви Торжествующей, имена же их всех Ты, Господи, веси.
















* * *

Среди мучеников, на заднем плане, изображены Ангелы Божии, исполняющие пророчество преп.Серафима Саровского, приносящие ещё и ещё новые души в сонм святых Новомучеников. Другие Ангелы возносят ко Престолу Божию терновый венец, символизирующий страдания Новомучеников, и чашу крови, пролитой ими за Христа. В вершине иконы Господь Вседержитель благословляет путь мученичества и исповедничества своих Верных и посылает им венцы победы, опускающиеся на них, как это было открыто начальнику воинов, мучивших сорок мучеников Севастийских, тут же исповедавшему Христа и принявшему вместе с ними мученическую кончину и венец славы во Христе.










ОБРАЗ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ДЕРЖАВНЫЯ.

Особое место на иконе Новомучеников Российских занимает Пресвятая Богородица, изображённая на иконе в образе Её иконы Державныя. Пресвятая Богородица всегда пребывает со страждущими и всегда была Покровительницей Святой Руси, называвшей себя Домом Пресвятыя Богородицы и всегда особенно Её почитавшей. Но в истории Русской революции и последовавшего за ней Новомученичества, Господь открыл православным русским верующим Её особое положение. На следующий день после отречения Государя Императора Николая II -го от Престола в селе Коломенском под Москвой, по откровению свыше простой русской крестьянке, была найдена икона Богородицы, неожиданно оказавшаяся образом Пресвятыя Богородицы Державныя. На ней Пресвятая Богородица изображена как Царица, сидящая на троне и держащая в своих руках Скипетр и Державу – символы Царской Власти. Верующие поняли это событие как символ перехода заботы о Святой Руси из рук власти земной – Царской, в руки власти Небесной – Самой Пресвятой Богородицы. Весть об обретении Образа Пресвятой Богородицы Державной быстро разнеслась по Руси.

Ей был написан Акафист, и перед иконой безпрерывно совершались богослужения. Но и силы Антихристовы не дремали: верующих стали арестовывать, авторы Акафиста были расстреляны, и сама память об этой иконе стала государственным преступлением. Но Дух дышит где хочет, растрелять Его невозможно, и память о явлении иконы Богородицы Державной сохранилась в свободной русской церкви за рубежом. На иконе Новомучеников Российских образ Пресвятыя Богородицы Державныя, несомый на руках пострадавших за Неё и Её Божественного Сына, осеняет всех Новомучеников и всех к Ней с верой прибегающих исповедников Христовых.

Образ Пресвятыя Богородицы Державныя вместе со всем сонмом Святых Новомучеников Российских является символом грядущего духовного возрождения Святой Руси – Дома Пресвятой Богородицы.

Прот.Роман Лукьянов
Настоятель Богоявленского
храма в Бостоне.

Святии Новомученицы и Страстотерпцы Российстии Русскою Православною Зарубежною Церковью прославлении 19 октября (1 ноября) 1981-го года. Память всех св.Новомучеников Российских совершается в воскресение, ближайшее ко дню убиения Митрополита Владимира Киевского (25 января ст.ст.). Память св.Царственных Новомучеников совершается 4 июля ст.ст.

ТРОПАРЬ, глас 4-й:

Цвети Российскаго луга духовнаго / в годину лютых гонений дивно процветшии / новомученицы и исповедницы безчислении : / святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие, / монаси и мирстии, мужие, жены же и дети, / добрый плод в терпении Христу принесшии, / молитеся Ему, яко Насадителю вашему, / да избавит люди своя от безбожных и злых; / да утверждается же Церковь Русская / кровьми и страданиями вашими / во спасение душ наших.

КОНДАК, глас 2-й:

Новии страстотерпцы российстии, / исповеднически поприще земное прошедши, / страданиями дерзновение приимшия, / молитеся Христу на вас призревшему, / яко да молящиися вам в час испытания веры их , / мужества дар приимут./ Образ бо есте нам, лобызающим стопы ваша, / яко ни скорбь, ни теснота, ни смерть, / от любве Божия разлучити вас не возмогоша

ТРОПАРЬ, глас 5-й:

Царства земнаго лишение, / узы и страдания многоразличныя, / от богоборцев кротко претерпел еси, / свидетельствовав о Христе даже до смерти, / страстотерпче великий Боговенчанный царю Николае, / сего ради мученическим венцем на небесах / венча тя с царицею, и чады, и слуги твоими Христос Бог, / его же моли / помиловати страну Российскую, и спасти души наша.

КОНДАК, глас 6-й:

Надежда царя мученика с царицею и чады и слуги укрепи, / и к твоей любви окрыли, / будущий им покой предвозвестивши, / тех молитвами, Господи, помилуй нас.

ТРОПАРЬ, глас 4-й:

Мирския Суеты и славы отвращающися, / путь преподобных избрала еси, / и сестры Лазаревы, Мария и Марфа наставиша тя, / како поучение словесем Христовым с деянием благим сочетавати. / Еще же и кончину мученическую с подвижницею Варварою прияла еси, / сего ради сугубым венцем венча тя Христос, / Елизавето, Княгине смиренномудрая.

КОНДАК, глас 8-й:

В житии подвиги и делы благими Христу Богу послуживше, / в кончине же яко страстотерпицы просияша, / Елизавета и Варвара, верная ей, купно пострадавшия, / се ныне венцы преподобномучениския от руки Спасовы приемлют.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments